Стабилизатор напряжения для акустики. Мифы и легенды
Очень часто пользователи дорогостоящей видео- и аудио-аппаратуры задаются вопросом: как не допустить возможную порчу применяемой техники и влияют ли параметры сети на качество звука. На множестве форумов данные вопросы детально изучались, но найти достоверную информацию по-прежнему достаточно сложно. Это связано с тем, что не представляется возможным определить, обладает ли пишущий достаточными знаниями для того, чтобы здраво судить о проблеме.
Нужен ли стабилизатор напряжения для аудиотехники?
Устройство, предназначенное для встраивания в бытовую электрическую сеть для получения на выходе заданных параметров, называется стабилизатором напряжения (англ. Voltage regulator).
Примечание: ГОСТ 29322-2014 допускает выдачу напряжения для потребителей по старым нормам – 220 В.
Фактически же устаревшее оборудование во многих регионах страны и некачественная проводка приводит к значительно большим просадкам, что потенциально может окончиться поломкой или уменьшением срока службы электроприборов. Как даже незначительно ухудшение контактов в распределительном щитке сказывается на напряжении в квартире, наглядно показано в этом видеоролике:
В настоящее время ответственность за порчу личного электрооборудования граждан, в результате завышенного или заниженного напряжения, несет энергетическая компания, осуществляющая поставку услуг по электроснабжению. Однако добиваться компенсаций придется в суде, также придется доказывать, что реальные параметры напряжения значительно выше/ниже нормы. А это очень сложный процесс и не все пострадавшие готовы к судебным тяжбам, которые могут длиться несколько месяцев или даже лет.
В конечном итоге людям приходится защищать свое оборудование при помощи вспомогательных приборов – стабилизаторов напряжения.
Стоит отметить, что сетевой фильтр не спасет приборы от просадок напряжения, он способен лишь немного сгладить импульсные помехи, присутствующие в электросети. Но эту же функцию выполняют и стабилизатор. А это значит, что использовать сетевой фильтр имеет смысл только тогда, когда пользователь уверен в том, что в его квартире или доме параметры электрического тока соответствуют нормам.
Подробнее о том, когда стабилизатор можно заменить обычным сетевым фильтром вы можете прочитать в этой статье.
Легенды и мифы
Если в поисковой строке на ПК набрать фразу «купить стабилизатор напряжения», будет выдан километровый список продавцов, которые будут уверять, что именно их супер точные приборы необходимы всем без исключения пользователям. В большинстве случаев цены имеют вид пяти-шестизначных чисел.
Но при более глубоком анализе выяснится, что не все так однозначно.
- Точность регулировки параметра напряжения – неплохой маркетинговый ход для производителей этих самых стабилизаторов. Часто указывают диапазоны ±2, 4, 6% и даже 0,5% и продают устройства по заоблачным ценам. В реальности для подавляющего большинства техники достаточно реального напряжения 220-230 В ± 10%. Запасом «прочности» обладает почти вся техника, в крайнем случае можно ознакомиться с рекомендациями производителя аудиотехники из паспорта устройства;
- Все стабилизаторы улучшают качество звука – это не так, более того, стабилизатор способен ухудшить звуковой сигнал. Этим грешат многие электронные стабилизаторы, созданные на базе тиристоров и симисторов. Причины – радиопомехи, излучаемые такого рода полупроводниками. Данный факт многократно доказывался при подключении осциллографа к выходу стабилизаторов данного типа.
Вывод
Стабилизаторы релейного и электромеханического (сервоприводного) типа не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на качество звука. Основная их задача — обеспечить нормальную работу всем элементам аппаратуры пользователя и предохранить их от досрочного выхода из строя. Приобретать стабилизатор напряжения для аудио-аппаратуры рекомендуется только, если достоверно известно, что напряжение в сети нестабильно и отличается от норм, указанных производителем аудиосистемы.
При выборе стабилизатора напряжения нужно руководствоваться следующими соображениями:
- мощность прибора должна быть не меньше, чем у потребителей электроэнергии. Оптимально — с 3-5 кратным запасом;
- выбирать либо релейный, либо сервоприводный. Электронные (симисторные, тиристорные или двойного преобразования) могут создавать помехи для чувствительной аппаратуры, особенно этим грешат бюджетные модели, у который момент переключения не привязан к моменту перехода тока через ноль;
- релейный стабилизатор – дешевое устройство, но так как контакты реле постоянно подгорают, иногда придется заниматься его ремонтом (заменой реле).
Резюмируя все вышесказанное, делаем вывод, что оптимальный стабилизатор для акустики — сервоприводный. Он не искажает выходной сигнал, не создает помех, производит регулировку с высокой степенью точности и стоит не очень дорого.
Итог такой, что самые лучшие стабилизаторы напряжения, это электромеханические. Купил один на 45 кВт от ОРТЕА еще 2005 году и забыл, о скачках и тусклом свете. Взял еще один для дачи.
тоже самое по срокам и результатам, но у меня стабилизатор «Штиль», еще на советской элементной базе, устойчивой к ядерным взрывам.
Каково же было мое удивление, когда недавно услышал от продавца, что и «современный» стабилизатор нуждается в защите и так как и сам может выйти из строя при определенных сочетаниях условий при скачках напряжения.
Много воды и нет детального разбора достоинств и недостатков стабилизаторов разного типа. А про феррорезонансные автор, наверное, и не слышал никогда. Так… Треп ни о чем.