Проектирование и монтаж элементов системы электроснабжения – одна из наиболее ответственных задач, возникающих во время строительства, ремонта или переоснащения здания. Нередко сложность заключается в стыковке проводников, объединении отдельных ветвей в единую эклектическую цепь. Тут на выручку приходят устройства, призванные упростить и ускорить сращивание проводов и выполнение их разветвлений – клеммы и распределительные коробки.

Клеммы представляют собой парные механические устройства различной конфигурации, предназначенные для неподвижной фиксации проводника и обеспечения надежного эклектического контакта с другими элементами цепи. Главным преимуществом их использования по сравнению с другим распространенным способом монтажа – скруткой, является отсутствие опасных перегибов жил проводника, большая площадь и плотность контакта, следовательно, меньшее сопротивление и нагрев узла. Клеммы обеспечивают высокую скорость монтажа и демонтажа, в ряде случаев – возможность быстрого включения в узел новых ветвей. Благодаря их использованию упрощается процесс стыковки проводников различных толщин, типов и материалов изготовления. Мобильность клемм объясняет также большую их распространенность, чем пайка и сварка скруток, обеспечивающая, однако, лучшую плотность контакта, но лишенная технологичной гибкости.

На современном рынке представлен широкий ассортимент клемм различных типов и конфигураций, различающихся по форме, размерам, конструктивной сложности и назначению. Наиболее распространены кольцевые (под болт) и ножевые клеммы.

Первые широко используются при прокладке бытовых электроцепей, в приборах и устройствах, электрооборудовании транспортных средств. Они представляют собой плоское кольцо, чаще всего, медное или латунное, оснащенное хвостовиком для зажима провода. Монтаж клемм осуществляется их сборкой на болте или винте с последующей фиксацией гайкой или иной резьбовой поверхностью.

Фиксация ножевых клемм осуществляется исключительно силой трения в паре гнездо-штырь (более расхожее название этой пары клемм – «мама-папа»). Они применяются в том случае, когда первостепенное значение играет скорость и простота монтажа. Из-за относительно малой плотности и надежности соединения получили широкое распространение в слабонагруженных цепях, например, бортовой элекросети автомобиля. Как и на кольцевых клеммах, проводник на ножевых закрепляется в хвостовике.

При необходимости реализации нескольких стыков в одном узле целесообразным становится использование клеммных колодок. Они представляют собой комплекс пар металлических гнезд, объединенных в едином корпусе из диэлектрика. Каждое гнездо имеет резьбовую часть, оснащенную винтом для фиксации проводника. Такая конструкция обеспечивает надежный контакт с проводниками широкого диапазона толщин. Для меньшего их разрушения при сжатии рекомендуется пользоваться трубчатыми наконечниками для проводов.

В последнее время все большее распространение получают быстрозажимные клеммы. Их конструкция напоминает конструкцию клеммной колодки, однако роль фиксирующего элемента выполняет не винт, а пружина. Преимуществом такого устройства является максимальная скорость и простота выполнения соединения, а недостатком – относительно низкая плотность контакта и дороговизна.

Следующим этапом после выбора типа клемм становится поиск места и способа реализации стыка. Нередко применяют сращивание проводов под штукатуркой, однако это лишает клеммное соединение ряда его преимуществ – мобильности, удобства включения дополнительных ветвей, простоты обслуживания и ремонта. Поэтому намного предусмотрительнее будет расположить комплекс клемм в специальной распределительной коробке. Она представляет собой прямоугольный или цилиндрический корпус из диэлектрического материала с рукавами, сквозь которые внутрь устройства входят ветви цепей, и крышкой, обеспечивающей изолированность соединений от окружающей среды. Монтировать распределительные коробки можно «заподлицо» в стене или под потолком.